Образование

Реализуемый уровень образования – третий уровень высшего профессионального образования подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации в аспирантуре

Код направления – 05.06.01

Наименование направления подготовки – Науки о Земле

Наименование направленности (профиля, специальности) – 28.00.28. Океанология

Формы обучения – очная, заочная

Язык обучения – русский

Нормативные сроки обучения:

  • 3 года по очной форме обучения,

  • 4 года по заочной форме обучения

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы – до 26 января 2022 г.

Описание образовательной программы

Основная образовательная программа по подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации (далее – ООП ВО) (копия, PDF). представляет собой систему документов, разработанную в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 05.06.01 Науки о Земле, специальности 25.00.28 Океанология. ООП ВО регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), порядок научно-исследовательской работы, программу педагогической практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной программы.

Целями ООП ВО являются формирование высокого уровня теоретической и профессиональной подготовки, знания общих концепций и методологических вопросов в области океанологии, умения применять полученные знания для решения исследовательских и прикладных задач; создание обучающимся условий для приобретения необходимого при осуществлении профессиональной деятельности уровня знаний, умений, навыков, опыта деятельности и подготовки к защите научно-квалификационной работы на соискание ученой степени кандидата наук.

Задачами ООП ВО являются обучение навыкам высокоэффективного использования современных методов поиска и обработки информации, умению делать на основе полученных данных обоснованные самостоятельные научные выводы; освоение современных технологий и технических средств для решения профессиональных и научных задач; подготовка к работе в конкурентной научной среде.

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших ООП ВО, включает решение проблем, требующих применения фундаментальных и прикладных знаний в сфере Наук о Земле.

В соответствии с ФГОС ВО объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших ОП аспирантуры, являются: Земля и ее основные геосферы – литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, их состав, строение, эволюция и свойства; геофизические поля, месторождения твердых и жидких полезных ископаемых; природные, природно-хозяйственные, антропогенные, производственные, рекреационные, социальные, территориальные системы и структуры на глобальном, национальном, региональном, локальном уровнях, их исследование, мониторинг состояния и прогнозы развития; поиски, изучение и эксплуатация месторождений полезных ископаемых; природопользование; геоинформационные системы; территориальное планирование, проектирование и прогнозирование; экологическая экспертиза всех форм хозяйственной деятельности; образование и просвещение населения.

Объект исследований направленности океанология – воды океанов и морей, процессы и циклы переноса энергии и вещества с участием океана, его растительный и животный мир, а также взаимодействующие с океаном участки суши, дна океанов, устьевые области, пограничные слои атмосферы, потоки энергии (солнечной) и вещества.

Область исследования океанологии включает также экспериментальные, теоретические и методологические проблемы физической океанологии, химии океана биологии, географии и экологии океана, взаимодействия океана с атмосферой и литосферой.

Области исследований:

  • Мировой Океан – составная часть климатической системы планеты Земля;

  • Теория и методология комплекса наук о Мировом океане;

  • Физические свойства морской воды;

  • Водные массы в океане;

  • Морские течения;

  • Турбулентность и перемешивание вод;

  • Волны в океане;

  • Взаимодействие океана и атмосферы;

  • Акустика и оптика океана;

  • Морской лед;

  • Биологические процессы в океане, биопродуктивность районов Мирового океана;

  • Сбор, обработка, архивация данных океанологических наблюдений;

  • Природные ресурсы океана, их рациональное использование;

  • Антропогенные воздействия на экосистемы Мирового океана;

  • Методы исследований, моделирования и прогноза процессов и явлений в океанах и морях;

  • Основы хозяйственной деятельности в Мировом океане.

Результатом освоения основной образовательной программы научно-педагогических кадров высшей квалификации в аспирантуре является наличие у выпускника знаний, умений и навыков – компетенций, в соответствии с выбранным видом профессиональной деятельности.

Приложение 1. Карты компетенций (копия, PDF).

Приложение 2. Матрицы соответствия планируемых результатов обучения по ООП подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре компетенциям выпускника (копия, PDF).

Приложение 3. Календарный учебный график подготовки аспирантов очной формы обучения по направлению подготовки 05.06.01 — «Науки о Земле», профиль подготовки 25.00.28 — «Океанология») (копия, PDF).

Календарный учебный график подготовки аспирантов заочной формы обучения по направлению подготовки 05.06.01 — «Науки о Земле», профиль подготовки 25.00.28 — «Океанология») (копия, PDF).

Приложение 4. Учебный план подготовки аспирантов очной формы обучения по направлению подготовки 05.06.01 — «Науки о Земле», профиль подготовки 25.00.28 — «Океанология») (копия, PDF).

Учебный план подготовки аспирантов заочной формы обучения по направлению подготовки 05.06.01 — «Науки о Земле», профиль подготовки 25.00.28 — «Океанология») (копия, PDF).

Аннотации к рабочим программам дисциплин

Приложение 5. Рабочие программы дисциплин базовой части. Блок 1.

История и философия наук о Земле

Данный курс раскрывает процесс становления и развития науки в истории, методологические проблемы современного научного познания. Изучение курса должно способствовать более глубокому овладению научной специальностью, полученные знания могут быть использованы для подготовки и написания диссертации. Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для подготовки кадров высшей квалификации к сдаче кандидатского экзамену по философии.

Дисциплина «История и философия науки» относится к Блоку 1 «Дисцплины» и включена в «Базовую часть» дисциплин, направленных на подготовку к сдаче кандидатского минимума. Дисциплины Блока 1 являются обязательными для освоения обучающимися независимо от направленности программы аспирантуры, которую он осваивает.

Овладение системой знаний по данной дисциплине требует высокой подготовки по базовой дисциплине «Философия», а также умения работать с учебной и научной литературой, грамотно формулировать и аргументировать свои идеи. Знание философских категорий и философской методологии должно способствовать выработке универсальных и общепрофессиональных компетенций, расширению кругозора специалиста-профессионала, обретению навыков критико-аналитического мышления, необходимых при решении конкретных научных и научно-педагогических задач.

Освоение дисциплины «История и философия науки» необходимо для осуществления грамотной научно-исследовательской и преподавательской работы.

Целью подготовки по дисциплине «История и философия науки» по направлению подготовки кадров высшей квалификации 05.06.01 – «Науки о Земле» является формирование у обучаемых четких представлений о роли и месте наук о Земле в современной научной картине мире; развитие их способностей к теоретическому, методологическому, абстрактному научному мышлению, первостепенное значение для которого имеет изучение истории науки во временном развитии.

Задачи раздела:

  • получение структурированного знания об основных этапах и закономерностях развития науки; систематизация знаний о принципах и методах наук о Земле;

  • знание основных этапов исторического формирования картины геологической реальности;

  • понимание специфики геологического познания в его соотнесении с различными социально-культурными контекстами;

  • усвоение принципов философской рефлексии оснований научного мышления и научной деятельности;

  • знание философской проблематики наук о Земле;

  • умение анализировать основные мировоззренческие и методологические проблемы, возникающие на современном этапе развития наук о Земле;

  • формирование высококвалифицированных научно-педагогических кадров, специалистов-исследователей в определенной областях наук о Земле.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, что составляет 144 академических часа, из которых 87 часов составляет контактная работа аспиранта с преподавателем (58 часов – лекции, 29 часов – семинары и практические занятия), 55 часов составляет самостоятельная работа аспиранта, 2 часа – зачет и экзамен.

Иностранный язык (английский)

Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для подготовки кадров высшей квалификации к сдаче кандидатского экзамену по иностранному языку на соискание ученой степени кандидата наук в соответствующей сфере.

Дисциплина относится к базовой части Блока 1 «Дисциплины» ООП ВО по направлению «Науки о Земле», профиль подготовки «Океанология».

Основой для изучения дисциплины являются знания, умения и компетенции, приобретенные аспирантами в результате освоения программ дисциплины на 1,2,3,4 курсах бакалавриата и 5,6 курсах магистратуры.

Цель программы по подготовке к сдаче кандидатского экзамена по иностранному языку является сформировать необходимую коммуникативную способность в области профессионального и научного коммуникативного общения в устной и письменной формах, привить навыки практического владения иностранным языком в разных сферах речевой деятельности в рамках академических тем, а также научить работать с иностранной профессионально-ориентированной литературой с целью извлечения новейшей научной информации.

Реализация вышеуказанной цели осуществляется в процессе изучения иностранного языка для достижения следующих задач:

  • практическая: сформировать у аспирантов общие и профессионально ориентированные коммуникативные речевые компетенции (лингвистическую, социолингвистическую и прагматическую) для обеспечения эффективного общения в профессиональной среде;

  • образовательная: сформировать у аспирантов умения и навыки учиться, благоприятствовать развитию способностей самостоятельному обучению, что содействует обучению на протяжении всей жизни, важность которого обусловлена общепризнанной в современном мире концепцией непрерывного обучения;

  • познавательная: привлекать аспирантов к академическим видам деятельности, которые активизируют и развивают их познавательные способности;

  • развивающая: помогать аспирантам в формировании общих компетенций с целью развития их мотивации к изучению языка;

  • социальная: способствовать становлению сознания и умений общаться и делать практический вклад в международную среду;

  • социокультурная: достичь понимания разноплановых внутренних и международных социокультурных проблем и действовать определенным образом в культурном разнообразии профессиональных ситуаций.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, что составляет 180 академических часа, из которых 87 часов составляет контактная работа аспиранта с преподавателем (0 часов – лекции, 87 часов – семинары и практические занятия), 91 час составляет самостоятельная работа аспиранта, 2 часа – зачет и экзамен.

Приложение 6. Рабочие программы дисциплин вариативной части

Педагогика высшей школы

Учебная дисциплина «Педагогика высшей школы» относится к дисциплинам вариативной части Блока 1 «Дисциплины» образовательной программы аспирантуры, находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи со многими дисциплинами образовательной программы и оказывает влияние на отдельные дисциплины в силу своего места и роли в системе высшего профессионального образования.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у аспирантов в результате предшествующего обучения. Курс предполагает наличие у аспирантов начальных знаний по педагогике, знания ее цели и задач, форм и методов обучения.

Целью подготовки по дисциплине «Педагогика высшей школы» является формирование у обучающихся теоретических представлений об особенностях профессионального труда преподавателя вуза, основных тенденциях развития современной системы высшего образования, его содержании, технологиях обучения, методах формирования системного профессионального мышления, подходах к определению конечных и промежуточных целей высшего образования, методов их достижения и способах обеспечения педагогического контроля за эффективностью образовательного процесса в высшей школе.

Задачи изучения дисциплины:

  • расширение общей и формирование основ профессиональной культуры;

  • формирование представлений о современной ситуации в высшем образовании, предмете и методах педагогики высшей школы, сущности процессов обучения и воспитания в высшей школе;

  • формирование представлений о профессиограмме преподавателя высшей школы;

  • знакомство с критериями выбора систем обучения и воспитания в зависимости от конкретных задач и особенностей педагогической ситуации;

  • развитие рефлексивно-оценочного сознания аспиранта.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, что составляет 108 академических часов, из которых 36 часов составляет контактная работа аспиранта с преподавателем (19 часов – лекции, 17 часов – семинары и практические занятия), 70 часа составляет самостоятельная работа аспиранта, 2 часа – зачет.

Методология и современные проблемы океанологии

На базе основных разделов курса общей океанологии рассматривается эволюция научных представлений о физических процессах в океане, прослеживается развитие методов определения и анализа характеристик океанологических полей. Главная задача курса – формирование понятий о взаимосвязи термохалинной структуры вод, циркуляции океана и атмосферных воздействий в различных географических условиях, а также овладение методологическими основами анализа физических явлений в океане. Процессы в морской среде рассматриваются во всем спектре пространственно-временной изменчивости от мезомасштабных явлений до глобальных. Особое внимание уделяется современным проблемам океанологии и перспективным направлениям исследований.

Дисциплина «Методология и современные проблемы океанологии» входит в состав обязательных дисциплин вариативной части Блока 1 «Дисциплины» ООП ВО по направлению «Науки о Земле», профиль «Океанология».

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания по общей океанологии или гидрометеорологии в рамках университетского курса. Отдельные темы, входящие в данную дисциплину, предшествуют учебным дисциплинам, более детально рассматривающие теорию морских течений, взаимодействие океана и атмосферы, турбулентность и волновые процессы.

Цель изучения дисциплины состоит в усвоении общих концепций и методологических вопросов в области океанологии. Дисциплина ориентирована на специализированную подготовку и призвана раскрыть специфику океанологии как комплексной науки, сочетающей физико-математический, географический и технический подходы. Основные задачи изучения дисциплины включают в себя:

  • углубление знаний фундаментальных основ общей океанологии и ознакомление с современным состоянием науки;

  • закрепление традиционных и освоение современных методов исследований и технологий в области океанологии;

  • изучение основных прикладных задач океанологии, связанных с природно-хозяйственной деятельностью человека, и методов их решения.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, что составляет 108 академических часов, из которых 36 часов составляет контактная работа аспиранта с преподавателем (26 часов – лекции, 10 часов – семинары и практические занятия), 70 часов составляет самостоятельная работа аспиранта, 2 часа – зачет.

Морские течения. Теоретические модели океанической циркуляции

Курс знакомит аспирантов с теоретическими основами изучения морских течений. Даются общие сведения о морских течениях в океане и причинах их возникновения, сведения из гидродинамики о выводе системы уравнений, описывающей движение жидкости, и постановки граничных условий. Рассматриваются решения упрощенных систем уравнений движения для геострофических и дрейфовых течений и примеры. Изучаются основные теоретические модели океанической циркуляции: Свердрупа, западных пограничных течений Стоммела, абиссальной циркуляции Стоммела-Аронса, боксовая модель термохалинной циркуляции Стоммела.

Учебная дисциплина «Морские течения. Теоретические модели океанической циркуляции» входит в перечень обязательных дисциплин вариативной части Блока 1 «Дисциплины» ООП ВО по направлению «Науки о Земле», профиль «Океанология».

Дисциплина тесно связана с другими учебными дисциплинами: «Методология и современные проблемы океанологии», «Взаимодействие океана и атмосферы», «Численные модели морских течений».

Она предназначена для аспирантов ФГБУН МГИ, прошедших обучение по программе подготовки магистров. Для освоения дисциплины требуются знания и умения, приобретенные обучающимися в результате освоения ряда предшествующих дисциплин, таких как: «Дифференциальные уравнения», «Теоретическая механика и гидромеханика».

Целью подготовки по дисциплине «Морские течения. Теоретические модели морских течений» по направлению подготовки кадров высшей квалификации 05.06.01 – «Науки о Земле» является получение сведений о морских течениях, их классификации, о теоретических моделях, созданных для математического описания основных океанических течений.

Задачи курса:

  • ознакомить аспирантов с полной системой уравнений, необходимых для математического моделирования динамики океана;

  • дать общие сведения об основных океанических течениях, их классификации, причинах, вызывающих течения;

  • изложить основные аналитические решения уравнений гидродинамики для математического описания крупномасштабных океанических течений.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, что составляет 108 академических часов, из которых 36 часов составляет контактная работа аспиранта с преподавателем (24 часов – лекции, 7 часов – семинары и практические занятия, 5 часов – текущий контроль), 70 часов составляет самостоятельная работа аспиранта, 2 часа – зачет.

Волновые движения в океане

Учебная дисциплина «Волновые движения в океане» входит в обязательный перечень дисциплин вариативной части Блока 1 «Дисциплины» ООП ВО по направлению подготовки кадров высшей квалификации «Науки о Земле», профиль «Океанология».

Данная программа строится на преемственности программ в системе высшего образования и предназначена для аспирантов ФГБУН МГИ, прошедших обучение по программе подготовки уровня специалитета или магистратуры. Для усвоения дисциплины, обучающиеся должны предварительно освоить следующие дисциплины программ подготовки бакалавров и магистров:

«Математика», разделы:

  • «Математический анализ»;

  • «Аналитическая геометрия»;

  • «Дифференциальные уравнения»;

  • «Теория вероятности и статистика»;

  • «Уравнения математической физики».

«Общая физика», разделы:

  • «Механика»;

  • «Молекулярная физика и термодинамика»;

  • «Оптика» либо «Волновая механика»;

а также начальные разделы курса «Гидродинамика».

Дисциплина предполагает наличие у обучающихся навыков самостоятельной работы с учебной литературой.

Дисциплина «Волновые движения в океане» является базовой для исследовательской работы в области океанологии. Она необходима при подготовке выпускной квалификационной работы аспиранта и подготовке к сдаче кандидатского экзамена.

Дисциплина является базовой для дисциплин «Спутниковая океанология», «Взаимодействие океана и атмосферы». Главной целью дисциплины является формирование у аспирантов представлений об общей картине волновых и колебательных движений в океане, месте в ней изучаемых волн и колебаний, их связей с другими геофизическими процессами и их значении в гидротермодинамике морской среды.

Основные задачи дисциплины «Волновые движения в океане»:

  • получение аспирантами базовых океанологических знаний об основных типах волн и колебаний в океане: звуке, длинных волнах, приливах и колебаниях в замкнутых водоемах, поверхностных гравитационных и капиллярных волнах, внутренних волнах, планетарных и шельфовых волнах.

  • изучение свойств различных типов волн и колебаний в океане на основе уравнений гидродинамики и принципов волновой механики;

  • приобретение аспирантами представлений о способах регистрации волновых и колебательных движений в океане, практических подходах к их анализу и прогнозу, глобальному и региональному моделированию;

  • развитие навыков самостоятельного изучения и осмысления учебного материала;

  • развитие навыков изложения учебного материала и устной научной дискуссии.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, что составляет 108 академических часов, из которых 36 часов составляет контактная работа аспиранта с преподавателем (36 часов – лекции), 70 часов составляет самостоятельная работа аспиранта, 2 часа – зачет.

Спутниковая океанология

Учебная дисциплина «Спутниковая океанология» входит в перечень обязательных дисциплин вариативной части Блока 1 «Дисциплины» ООП ВО по направлению «Науки о Земле», профиль «Океанология».

Данная программа предназначена для изучения современных методов исследования и освоения способов их применения для исследования океанических процессов. Она предназначена для аспирантов ФГБУН МГИ, прошедших обучение по программе подготовки магистров, прослушавших соответствующие курсы и имеющих по ним положительные оценки. Для освоения дисциплины требуются знания и умения, приобретенные обучающимися в результате освоения ряда предшествующих дисциплин (разделов дисциплин):

  • «Математический анализ»;

  • «Методы и средства океанологических наблюдений»;

  • «Основы программирования».

Дисциплина «Спутниковая океанология» необходима при подготовке выпускной квалификационной работы аспиранта и подготовке к сдаче кандидатского экзамена. Цели изучения дисциплины. Изучение основных методов дистанционного зондирования океана из космоса и их применения для проведения спутникового мониторинга и исследования процессов и явлений в океане и атмосфере.

Задачи изучения дисциплины:

  • изучение основных методов дистанционного зондирования океана и атмосферы из космоса (теоретический компонент);

  • применение спутниковых измерений для исследования процессов и явлений в океане и атмосфере Земли (познавательный компонент);

  • обучение основам поиска, обработки и анализа спутниковых данных для проведения спутникового мониторинга акваторий Мирового океана (практический компонент).

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, что составляет 108 академических часов, из которых 36 часов составляет контактная работа аспиранта с преподавателем (24 часа – лекции, 12 часов – семинары и практические занятия), 70 часов составляет самостоятельная работа аспиранта, 2 часа – зачет.

Взаимодействие атмосферы и океана

Учебная дисциплина «Взаимодействие атмосферы и океана» входит в перечень обязательных дисциплин вариативной части Блока 1 «Дисциплины» ООП ВО по направлению «Науки о Земле», профиль «Океанология».

Данная программа предназначена для изучения современных методов исследования и освоения способов их применения для исследования океанических процессов. Она предназначена для аспирантов МГИ, прошедших обучение по программе подготовки магистров, прослушавших соответствующие курсы и имея по ним положительные оценки.

Для освоения дисциплины требуются знания и умения, приобретенные обучающимися в результате освоения ряда предшествующих дисциплин (разделов дисциплин), таких как:

  • линейная алгебра;

  • математический анализ;

  • обыкновенные дифференциальные уравнения;

  • общая физика;

  • методы и средства океанологических наблюдений;

  • основы программирования.

Дисциплина «Взаимодействие атмосферы и океана» необходима при подготовке выпускной квалификационной работы аспиранта и подготовке к сдаче кандидатского экзамена. Целью программы является изучение основных процессов взаимодействия атмосферы и океана и применение этих знаний для исследования процессов и явлений в океане и атмосфере.

Задачи изучения дисциплины:

  • изучение основных явлений взаимодействия атмосферы и океана (теоретический компонент);

  • применение различных параметризаций турбулентных процессов в пограничных слоях атмосферы и океана в численных моделях циркуляции атмосферы и океана (познавательный компонент);

  • обучение основам расчета радиационных потоков, а также турбулентных потоков импульса, тепла и влаги по экспериментальным данным для разных акваторий Мирового океана (практический компонент).

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, что составляет 108 академических часов, из которых 36 часов составляет контактная работа аспиранта с преподавателем (24 часа – лекции, 10 часов – семинары, 2 часа - консультации), 68 часов составляет самостоятельная работа аспиранта, 2 часа – зачет, 2 часа – экзамен кандидатского минимума.

Дисциплины по выбору

Загрязняющие вещества и загрязнение Мирового океана

Учебная дисциплина «Загрязняющие вещества и загрязнение Мирового океана» входит в Блок 1 «Дисциплины», дисциплин по выбору вариативной части ООП ВО по направлению Наук о Земле, специальность «Океанология».

Данная программа предназначена для изучения современного состояния уровней загрязнения Мирового океана, методов исследования и освоения способов определения этих уровней, а также оценок состояния пограничных объектов: атмосферы и донных отложений и особенностей взаимного влияния на протекание основных океанических процессов. Она предназначена для аспирантов ФГБУН МГИ, прошедших обучение по программе подготовки магистров, прослушавших соответствующие курсы и имеющих по ним положительные оценки. Для освоения дисциплины требуются знания и умения, приобретенные обучающимися в результате освоения ряда предшествующих дисциплин (разделов дисциплин):

  • Общая океанология;

  • Методы и средства океанологических наблюдений;

  • Государственные стандарты нормирования.

Цель освоения дисциплины «Загрязняющие вещества и загрязнение Мирового океана» изучение особенностей функционирования океанических экосистем в условиях, существующих и прогнозируемых антропогенных воздействий, и получение знаний об оценках современных уровней загрязнения Мирового океана.

Задачи изучения дисциплины (охватывающие теоретический, познавательный и практический компоненты деятельности подготавливаемого специалиста):

  • изучение основных видов загрязняющих веществ их роль в состоянии атмосферы и гидросферы (теоретический компонент);

  • изучение основных современных методов оценки состояния экосистем Мирового океана и окраинных морей (познавательный компонент);

  • особенности использования современных дистанционных методов для оценок уровней загрязнения акваторий морей и океанов (практический компонент);

  • определение способностей морских экосистем к самоочищению. Понятие об ассимиляционной емкости экосистем, способы ее определения (познавательный компонент).

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, что составляет 108 академических часов, из которых 36 часов составляет контактная работа аспиранта с преподавателем (27 часов – лекции, 9 часов – семинары и практические занятия), 70 часов составляет самостоятельная работа аспиранта, 2 часа – зачет.

Турбулентность и турбулентный обмен в океане

Данная дисциплина находится в тесной взаимосвязи с общей океанологией, волновыми движениями в океане, термодинамикой океана, общей циркуляцией океана, взаимодействием атмосферы и океана, акустикой.

Целью освоения дисциплины является формирование цельного представления о роли и механизмах турбулентного перемешивания в океане.

Задачи освоения дисциплины:

  • изучение физических механизмов и процессов, определяющих турбулентный режим;

  • изучение основных физико-математических принципов и подходов для описания турбулентности;

  • изучение моделей турбулентности, условий их применимости;

  • формирование умений и навыков применения законов и моделей турбулентности при решении научно-исследовательских и практических задач в океанологии.

Для усвоения данной дисциплины обучающийся должен знать основные сведения о строении океана, типах движений, о роли турбулентности в формировании океанологических полей, основы теории турбулентности, базовые физические законы в объеме курса общей физики для естественных специальностей ВУЗов и основы гидродинамики, основные математические дисциплины для естественных специальностей ВУЗов, основы программирования и составления алгоритмов.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, что составляет 108 академических часов, из которых 36 часов составляет контактная работа аспиранта с преподавателем (28 часов – лекции, 8 часов – семинары и практические занятия), 70 часов составляет самостоятельная работа аспиранта, 2 часа – зачет.

Факультативные дисциплины

Информационные технологии в научно-исследовательской работе

Учебная дисциплина «Информационные технологии в научно-исследовательской работе» входит в перечень факультативных дисциплин вариативной части Блока 1 «Дисциплины», ООП ВО по направлению Науки о Земле, специальность «Океанология».

Данная программа предназначена для изучения современных методов исследования и освоения способов их применения для исследования океанических процессов.

Цели изучения дисциплины. Изучение и освоение слушателями информационных технологий, применяемых в научно-исследовательской деятельности в России и мире, приобретение и развитие профессиональных умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской и поисковой работы.

Задачи освоения дисциплины:

  • формирование компетенций в сфере работы с массивами различной информации в условиях постоянного увеличения информационных источников, как печатных, так и электронных, интернет-сайтов;

  • формирование навыков и умений поиска и обработки информации, особенностей поисковых и сетевых электронных технологий, ведения научного исследования, работы с текстом, подготовки научных результатов к публикации, публичного представления научных результатов.

Дисциплина «Информационные технологии в научно-исследовательской работе» необходима при подготовке выпускной квалификационной работы аспиранта и подготовке к сдаче кандидатского экзамена.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу, что составляет 36 академических часов, из которых 12 часов составляет контактная работа аспиранта с преподавателем (лекции), 22 часа составляет самостоятельная работа аспиранта, 2 часа – зачет.

Приложение 7. Программа производственной практики

Дисциплина «Производственная практика» относится к вариативной части цикла Блока 2 «Практики» (вариативная часть) в соответствии с ФГОС ВО по направлению «Науки о Земле». Она логически и содержательно-методически взаимосвязана с предшествующими дисциплинами учебного плана по специальным дисциплинам.

Целью производственной практики аспирантов является закрепление теоретических знаний, полученных в результате освоения теоретических курсов и самостоятельных научных исследований, а также получение навыков производственно-инновационной деятельности и организации научно-производственной деятельности в ведущих научно-исследовательских институтах.

В процессе прохождения производственной практики аспиранты решают следующие задачи:

  • закрепление и расширение теоретических и практических знаний, полученных аспирантами при изучении дисциплин направления и получение навыков экспериментальных исследований;

  • самостоятельный анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по теме диссертации;

  • принятие участия в конкретном производственном процессе или исследовании;

  • освоение методологии проведения НИР методами физического или модельного эксперимента, планирования и обработки результатов экспериментов, способов подготовки объектов исследований, методик исследования, обработки и анализа получаемых результатов, проведение конкретных исследований с использованием выбранных объектов и методов;

  • использование информационных технологий для решения научно-технических задач.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, что составляет 216 академических часов, из которых 16 часов составляет подготовительный этап (разработка индивидуального плана и программы прохождения производственной практики аспиранта), 150 часов – основной этап (из них 10 часов – ознакомление со структурой организации, 10 часов – ознакомление с темами работ института и научного отдела, 30 часов – изучение литературы по конкретной научно-исследовательской задаче, 100 часов – постановка научно-исследовательской задачи, ее решение), 50 часов – заключительный этап (подготовка отчета, отчет о проделанной работе на семинаре научного отдела).

Программа педагогической практики

Дисциплина «Педагогическая практика» относится к вариативной части цикла Блока 2 «Практика» (вариативная часть), является обязательной в соответствии с ФГОС ВО по направлению «Науки о Земле». Она логически и содержательно-методически взаимосвязана с предшествующими дисциплинами учебного плана: педагогика высшей школы, нормативно-правовая база высшего образования.

Педагогическая практика в системе высшего образования является компонентом профессиональной подготовки к научно-педагогической деятельности в высшем учебном заведении и представляет собой вид практической деятельности аспирантов по осуществлению учебно-воспитательного процесса в высшей школе, включающего преподавание специальных дисциплин, организацию учебной деятельности студентов, научно-методическую работу по предмету, получение умений и навыков практической преподавательской деятельности.

Целью педагогической практики является изучение основ педагогической и учебно-методической работы в высших учебных заведениях, овладение педагогическими навыками проведения отдельных видов учебных занятий по дисциплинам экологического профиля.

В процессе прохождения педагогической практики аспиранты решают следующие задачи:

  • ознакомление с федеральными государственными стандартами для бакалавриата и магистратуры и учебными планами по направлению «Экология и природопользование», «Гидрометеорология»;

  • освоение организационных форм и методов обучения, ознакомление с учебно-методическим комплексами профильных кафедр, изучение учебно-методической литературы, программного обеспечения по рекомендованным дисциплинам учебного плана;

  • получение практических навыков учебно-методической работы в высшей школе, подготовки учебного материала по требуемой тематике к лекции, практическому занятию, навыки организации и проведения занятий с использованием новых технологий обучения;

  • непосредственное участие в учебном процессе, выполнение педагогической нагрузки, предусмотренной индивидуальным планом.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, что составляет 108 академических часов, из которых 8 часов составляет подготовительный этап (разработка индивидуальной программы прохождения педагогической практики аспиранта), 90 часов – основной этап (из них 20 часов – посещение лекций и семинарских занятий преподавателей профильных кафедр, 20 часов – ознакомление с организацией учебно-методического процесса в высшей школе, 50 часов – подготовка и проведение лекций, практических и лабораторных занятий), 10 часов – заключительный этап (подготовка отчета, отчет о проделанной работе на заседании кафедры и/или отдела аспирантуры).

Приложение 8. Программа научных исследований

В структуре ООП ВО «Научные исследования» (НИ) выделяются в Блок 3, как важнейшая часть ООП в соответствии с ФГОС ВО по направлению «Науки о Земле». Знания, умения и навыки, приобретенные аспирантами при выполнении научных исследований, используются ими при написании и защите научно-квалификационной работы – кандидатской диссертации.

Целью научно-исследовательской деятельности аспиранта является формирование исследовательских умений и навыков для осуществления научных исследований, получения и применения новых научных знаний для решения фундаментальных и прикладных задач в области наук о Земле, обеспечение способности самостоятельного осуществления научно-исследовательской работы, основным результатом которой станет написание и успешная защита кандидатской диссертации.

Задачи:

  • обеспечение становления профессионального научно-исследовательского мышления аспирантов, формирование у них четкого представления об основных профессиональных задачах, способах их решения;

  • формирование умений использовать современные технологии сбора информации, обработки и интерпретации полученных экспериментальных и эмпирических данных, владение современными методами исследований;

  • формирование готовности проектировать и реализовывать в образовательной практике новое содержание учебных программ, осуществлять инновационные образовательные технологии;

  • обеспечение готовности к профессиональному самосовершенствованию, развитию инновационного мышления и творческого потенциала, профессионального мастерства;

  • самостоятельное формулирование и решение задач, возникающих в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующих углубленных профессиональных знаний.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 132 зачетные единицы, что составляет 4752 академических часов, которые аспирант осваивает в соответствии с учебным и индивидуальным учебным планом. Результативность научной работы аспиранта оценивается зачетом, проводимым в конце каждого семестра.

Научные исследования выполняются в ФГБУН МГИ, если в индивидуальном плане аспиранта не оговорено иное. Конкретное содержание и план выполнения научных исследований определяется темой исследований и формулируется в индивидуальном плане аспиранта.

Приложение 9. Программа государственной итоговой аттестации

В структуре ООП ВО «Государственная итоговая аттестация» (ГИА) выделяется в Блок 4 и относится к базовой части ООП в соответствии с ФГОС ВО по направлению «Науки о Земле». ГИА представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. ГИА завершает процесс освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре ФГБУН МГИ.

Целью Государственной итоговой аттестации (ГИА) является установление уровня подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта по направлению к основной образовательной программе высшего образования подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 05.06.01 Науки о Земле профилю 25.00.28 Океанология.

Задачами ГИА являются:

  • проверка уровня сформированности компетенций, определенных федеральным государственным образовательным стандартом;

  • принятие решения о присвоении квалификации по результатам ГИА и выдаче документа о высшем образовании и присвоения. Квалификации: Исследователь. Преподаватель-исследователь.

Общая трудоемкость Государственной итоговой аттестации составляет 9 зачетных единиц, что составляет 324 академических часов, из которых 216 часов – государственный экзамен по направлению подготовки (далее государственный экзамен); 108 часов – защита выпускной научно-квалификационной работы. Государственная итоговая аттестация проводится по месту нахождения ФГБУН МГИ в сроки, установленные учебным планом по направлениям подготов-ки.

Приложение 10. Матрица соответствия компетенций и составных частей ООП (копия, PDF).

Приложение 11. Таблица соответствия результатов контроля знаний по разным шкалам и критерии оценивания (копия, PDF).

В Институте реализуется

Образовательная программа высшего образования – программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре ФГБУН МГИ «Океанология» (по направлению подготовки 05.06.01 — «Науки о Земле», профиль подготовки 25.00.28 — «Океанология»). Преподаются дисциплины и практики, предусмотренные учебным планом:

  • Базовая часть – история и философия науки, иностранный язык;

  • Вариативная часть – обязательные дисциплины (педагогика высшей школы, методология и современные проблемы океанологии, морские течения. Теоретические модели океанической циркуляции, волновые движения в океане, спутниковая океанология, взаимодействие атмосферы и океана), дисциплины по выбору (загрязняющие вещества и загрязнение Мирового океана, турбулентность и турбулентный обмен в океане);

  • Практики – производственная и педагогическая;

  • Научные исследования – научно-исследовательская деятельность и подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук;

  • Государственная итоговая аттестация – подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена, представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации).

Численность обучающихся по образовательной программе высшего образования – программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре ФГБУН МГИ «Океанология» (по направлению подготовки 05.06.01 — «Науки о Земле», профиль подготовки 25.00.28 — «Океанология»)

за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета

  • очная форма обучения – 12 чел.

  • заочная форма обучения – 0 чел.

за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов

  • очная форма обучения – 0 чел.

  • заочная форма обучения – 0 чел.

по договорам об образовании за счет средств физических и (или)юридических лиц

  • очная форма обучения – 1 чел.

  • заочная форма обучения – 2 чел.

Информация о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления: научные направления, государственное задание , проекты, гранты, контракты, экспедиции, публикации.

Результаты приема в 2017/2018 учебном году по направлению подготовки 05.06.01 — «Науки о Земле», профиль подготовки 25.00.28 — «Океанология»

за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета

  • очная форма обучения – 12 чел. (средняя сумма набранных баллов по всем вступительным испытаниям – 9,25 баллов)

  • заочная форма обучения – 0 чел.

за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов

  • очная форма обучения – 0 чел.

  • заочная форма обучения – 0 чел.

по договорам об образовании за счет средств физических лиц

  • очная форма обучения – 1 чел. (средняя сумма набранных баллов по всем вступительным испытаниям – 7 баллов)

  • заочная форма обучения – 0 чел.

по договорам об образовании за счет средств юридических лиц

  • очная форма обучения – 0 чел.

  • заочная форма обучения – 0 чел.

Результаты перевода – в 2017 г. не проводилось

Результаты восстановления – в 2017 г. не проводилось

Результаты отчисления – в 2017 г. не проводилось